суббота, 24 августа 2013 г.

Модернизация системы преподавания философии

Просто нет сил удержаться, и не оформить часть своих идей касательно улучшений в сфере преподавания философии в одной записи! Данный пост является логическим продолжением этого.

Итак, давайте поразмышляем над тем, каким должно быть образование:
а) доступным;
б) качественным;
в) комфортным;
г) гибким;
д) адаптивным;
е) конкурентоспособным;
ж) прибыльным.

Примерно так. Иными словами, рассматриваемая нами система философского образования в ВУЗе должна предоставлять тьму адекватных знаний для всех желающих и могущих, при этом непрестанно развиваясь и совершенствуясь в пене дней. И, конечно же, чтобы человеческий фактор в ее функционировании играл наименьшую роль, а люди, в ней работающие могли надеятся на кусок хлеба с маслом.




Цель грандиозная, особенно если представить весь массив накопленных человечеством знаний, которые нужно завернуть во вкусную конфетку, дабы справиться с конкурентами и блеснуть. А еще если выглянуть за окно, и увидеть всю боль мироздания в бездумной роже гопника. Что же можно и нужно делать?

Для начала определим проблемы современного преподавания:
1) Отсталость преподавателей от всего современного. Нежелание вникать и развиваться.
2) Древние материалы для занятий (скажем, советская энциклопедия).
3) Отсутствие контроля за действиями преподавателей (как проводят лекции, семинары, как принимают зачеты).
4) Примитивность и прямолинейность учебного процесса. Полное отсутствие креатива в эпоху повсеместного креатива.
5) Инертность студентов (чему виной администрация ВУЗа да и ситуация в стране).
6) Откровенно слабые кадры.
7) Неудовлетворительная организация учебного процесса. Недостаток современных гаджетов для проведения полноценного обучения. Денежные проблемы.
8) Отсутствие перспектив трудоустройства. Оторванность выпускников от ВУЗа.
и.т.д

Не нужно быть пифией, чтобы четко осознать - все эти проблемы являются проблемами ВУЗа и именно ВУЗ должен их решать. Не студенты должны рвать волосы в поисках работы, а специальные отделы по трудоустройству. Не спящие лица нужно видеть на партах, а сосредоточенные и размышляющие (хотя бы несколько). А для этого необходимо очень много вкалывать, - тогда и результат будет, тогда и зарплаты станут выше, тогда и люди потянуться. А у нас все наоборот: "вот если бы платили больше...". Я уверен - даже если бы платили миллион, ничего бы не изменилось, даже хуже - пришло бы в упадок. Такова правда жизни. Что нужно изменить?

Малый план по реорганизации:

1) Привести всё к электронному виду: документооборот, учебные материалы, контрольные, журналы, итд итп. 
1.1. Для этого необходимо соответствующее ПО и компьютер. Ей-богу, даже с мизерным бюджетом в эпоху пиратства и шикарных предложений софта это реализумо в два счета. 
1.2. Поскольку на индивидуальные планшеты надеятся не приходится, то для начала придется согласиться с половинчатыми решениями. Однако с каждый днем вы должны понимать - все обучение обязано быть в интернете и при помощи интернета.
1.3. Постоянно мониторить все технические изменения в сфере образования. Посадить специалиста для поддержки тех. части. Молодого. С нормальной зарплатой.

2) Занести всю учебную информацию на отдельную БД, которую можно представить в виде сайта и приложения. 
2.1. Тратить время на нудные полуторачасовые лекции в современном мире глупо. Все лекции необходимо записать получасовым занимательным видео с текстовкой и вопросами для контроля. Чем лучше оформлены лекции, - тем больший спрос на вас как на преподавателя. ТЕД и постнаука вам в помощь.
2.2. Сайт может иметь следующую структуру: Авторизация/Личный кабинет. Подразумевается, что сис админ вносит вас в БД, где вам открываются доступные для вас курсы. Вы можете следить за уже пройденными, пересматривать лекции, перечитывать книги и материалы. Когда вы получаете финальный бал за курс, компьютер запоминает результат и вносит его в ваш табель. Автоматически обновляются рейтинги. Всё чисто и прозрачно как слеза младенца. Особенно если сис админ не продажный.
2.3. Внутренняя схема БД тоже проста: есть курсы и есть преподаватели. Связываем их, выставляем возможность рейтинга у преподавателей, ведем рейтинги курсов и.т.д и.т.п. Идей здесь не счесть, и большинство из них уже реализовано на крупных порталах типа курсеры.
2.4. Для каждого курса преподаватель может добавлять неограниченное число материалов: от аудио и видео материалов до гугль карты с местами обитания философов (и описаниями из "Гения места" Вайля). Естественно, имеется собственная библиотека, где студент получает доступ ко всей литературе по этому курсу. Черт побери, да это целое Диабло, где дойти до конца сможет не каждый.
2.5. Пробные тесты, варианты вопросов на проверку знаний, индивидуальные дневники прохождения курса приветствуются. 
2.6. Всё это позволяет осуществлять жесткий контроль за работой преподавателя. Видны его лекции, его труд по дисциплине, его материалы и отношение студентов к нему. Всё как на ладони. И это очень даже неплохо.

3) Строгое и справедливое отношение к успеваемости обязательно. Лекции должны составлять 25% необходимых знаний для получения минимальных баллов. Все остальное необходимо зарабатывать на семинарах, которые теперь обрели новое бытие.
3.1. Потому что отныне это и походы в кино, и медитации, и прогулки в парках, и коллективное пение и многое другое. Все индивидуально, за участие и активное участие студенты получают поощрения, плюсы. Самые активные имеют шанс сдать предмет на великолепно (люблю активных). После такого вы и носа не сунете на полутарочасовую тягомотину, которые именуют лекцией. Чистое обоюдное творчество, жизнь в ритме диско!
3.2. Дабы не было популистов, заманивающих студентов халявными оценками и праздной бездеятельностью, контрольные по обязательным материалам обязаны находиться под пылким контролем руководства. Привет заведующим учебной частью! Каждый студент должен доказать своё знание минимума по предмету, и лишь затем двигаться вперед.
3.3. Обязательной (!) частью учебного процесса должна стать проектная деятельность. Как можно больше свободы студентам, как можно более сумсабродные проекты. В мире стартапов выживать должен наиболее гибкий.
3.4. Общее оценивание должно складываться из многих факторов. Пока здесь в этом вопрос каша, но уже после первого разработанного по этому принципу своего курса я расскажу все секреты и махинации. 
3.5. Я ратую против тестов и фиксированных вопросов - это безжизненно. Я - сторонник споров и дебатов, сторонник гибкой мысли. В таком случае крайне тяжело оценить в 5 или в 4, уж больно много решают эмоции. А вот зачтено и незачтено - вполне. А это уже прекрасно!

4) Реорганизовать управление обучением. Тех. часть должна оперативно реагировать на изменения в материалах, при этом все это необходимо синхронизировать с работой декана и его замов. Возможно, понадобиться аутсорсинг в виде видеографа, фотографа и студии для записи. Отдел контроля преподавателей должен расшириться - материалы, предлагаемые студентам необходимо мониторить по неким демократическим критериям (здесь один шаг до тоталитаризма, но это неизбежно в мире конкуренции). Важна программа по поддержке молодых кадров (иначе гуру просто затмят солидными курсами всех молодых неофитов). 

5) Организация отдела по трудоустройству выпускников (пусть даже это будет 1 человек). Кто-то должен этим заниматься. А заодно и укреплять связи факультета (кстати, такой парень может одновременно трудиться на нескольких факультетах).

6) Завести PR-щика, рекламщика, SMM-щика, маркетолога, - ну кого угодно. Этот будет трубеть направо и налево о том, как чудесно здесь у нас и будет придумывать кучу всякой всячины для завлечения малышей. Важно в первый же день обьяснить ему, что бюджета на всё это дело нет и не будет, и он должен выкручиваться как угодно. Снять реалити шоу страданий бедняги и продать за миллион. Ну да, я размечтался.

7) Неустанно совершенствовать все это. Для этого нужен менеджер по учебным инновациям. Он обязан совершенствовать имеющуюся систему и помогать преподавателям создавать прекрасно оформленные курсы. Здесь же пригодится и дизайнер. 

8) Наладить выпуск собственной учебной продукции. Можно в электронном виде. Этот товар всегда будет цениться. Брать процент с продаж с авторов-преподавателей. Учебные налоги! 

9) Раз и навсегда понять - чтобы быть жизнеспособным, университет обязан преобразиться. По подобию всех современных проектов и стартапов, с похожим набором людей и распределением обязанностей. В учёбе всегда делались крупыне деньги, их здесь можно делать и сегодня. Важен качественный продукт и старание. Все окупиться, все будет тип-топ.

С наилучшими пожеланиями, и в ожидании многочисленных поправок к нашей университетской конституции.
Ваш Карл Росман.

Комментариев нет:

Отправить комментарий