четверг, 22 августа 2013 г.

Артур Шопенгауэр. Об университетской философии


Вторая запись блога посвящена университетам и философам, в них преподающим. Опираться мы будем на мнение мизантропа и гулёны Артура Шопенгауера, который в своем эссе "Об университетской философии" излагает некоторые базовые тезисы на эту тему. 
Запись разделена на 2 части: в первой мы прокомментируем мнение А.Ш., во второй предложим некие идеи касательно преподавания философии вообще. Приступим!


Часть 1. Комментарии к эссе "Об университетской философии" 

"То обстоятельство, что философия преподается в университетах, несомненно
приносит ей немалую пользу. /.../ Но главная выгода отсюда та, что с ней знакомятся и получают импульс к ее изучению молодые и способные головы."
Да, да и еще раз да! Ведь именно так автор данного блога и попал в ряды философов, - не будь обязательных семинаров и лекций по данному предмету, вся дисциплина просто обошла бы меня стороной. Вне всяких сомнений, если ты имеешь предрасположенность к чему-либо, то она так или иначе проявится, но во-первых все это имело бы другое лицо и привело бы к другим последствиям, а во-вторых было бы жаль потраченных на поиски "того-самого" лет. Какие минусы мы могли бы найти в том, что философию таки преподают в ВУЗах? На мой взгляд никаких, - до тех пор пока она не возводиться в тоталитарщину и фанатизм. Вопросы могут быть к тому "КАК" преподают философию. Здесь подробней.

"Дело в том, что прежде всего немецкое правительство не станет платить жалованья
людям за то, чтобы они прямо или хотя бы косвенно противоречили тому, что по его указу возвещается со всех церковных кафедр поставленными им пасторами, или вероучителями"
Проблема номер один в любой сфере образования, а уж тем более философии, - ограничение в свободе выбора и изложения материала. Рамки быть обязаны, запретов тем более не миновать, но ведь не идеологических, не сущностных. И не только немецкое правительство суть пример данного высказывания, но и милый сердцу и воспоминаниям советский режим, принуждавший рассуждать по катехизису Ленина. Сегодня мы отчасти избавились от карабинеров, стоящих за спинами и читающими пляшущие под пером строки, но надолго ли? 

"Впрочем, такие ограничения нисколько не смущают университетских философов, потому что серьезно-то они заботятся только о том, как бы честно заработать хороший кусок хлеба для себя, для жен и ребят и получить известный авторитет в глазах людей."
А это правда, - мятущаяся и смущающая, но совершенно действительная. Человеческое, слишком человеческое. Сколько раз я сталкивался с нежеланием преподавателей упасть в грязь лицо и признать свою ошибку, либо незнание. Наверно столько же я поступал как и все они, выпуская клубящийся пар недоговорок, перемешанных с откровенной ложью и достоверными фактами. Признать свои заблуждения очень непросто, признать их с кафедры тяжелей втройне. Но, научившись это делать, ты делаешь не один, а три шага вперед - для себя, для общего дела, и для каждого из студентов, переходя на равный диалог с которыми ты даришь им избавление от комплекса "неполноценного и тупого". Ведь теперь не только он непрестанно глуп из-за незнания какого то факта, нет, это становится нормой. это стимулирует к познанию и систематизации. Здесь важно не пересолить и не лишиться авторитета. Но, в конце концов, важно достижение цели - "предоставить студенту возможность развития в сфере философии". А пути могут быть индивидуальные у каждого. Но мы забежали вперед и уже обозначили цель. Что же до заработка хлеба и тезиса "моя хата с краю" - это дело невытравимое, естесственное. Я не вижу горя в том, что около 75% преподавателей заботяться лишь о хлебе насущном. Пусть даже 85%. Лишь бы были и работали те 15-25, которые дадут основные знания, которые станут учителями. 

"Ибо о том, что к философии действительно относятся с неподдельной, суровой серьезностью, об этом обыкновенно ни один человек не думает меньше, чем ее преподаватель, - подобно тому как самым неверующим католиком обычно бывает папа."
Увы, неизбежный искус каждого преподающего, не обладающего терпением ангела, а особенно проживающего в провинции. Видеть все взлеты и падения философской мысли, вариться в собственном соку без подпитки свежими идеями и незапятнанными мыслями - это подлинная пытка для человека размышляющего. Облик философии как наследницы истины медленно покрывается Виановской плесенью, да и само здание МЫСЛИ сжимается с каждой страницей жизни. Эдакая пена дней. Что с этим поделать? Необходимо передвижение, общение, впечатления. Необходима деятельность любой ценой. Только ветер перемен сдувает паутину с зачехленной на зиму души.

"Проблема как раз и заключается в той религиозной философии, которую мы назвали выше кентавром и которая собственно сводится к своего рода гностике, а также к философствованию с помощью некоторых излюбленных, совершенно не обоснованных, предположений"
Мне особо нечего сказать по этому поводу - всё это дело давнее, наболевшее и неизбежное. Чего нельзя простить подлинному философу, так это закрытию глаз на собственные противоречия и недосказанности. Преподавателю это простить можно. Главное тренировать студентов в скепсисе и дедукции. В таком случае, это даже идет на пользу преподаванию. Для меня в преподавании важна честность и даже фанатичность - учитель должен пережить свой материал. Если всё именно так, то здесь любой опыт несет ценность. Что же до всего напыщенно-чванливно-книжного - здесь важно, чтобы руководящие посты занимали люди непредвзятые, здравомыслящие, которые не пропустят сор в цветник. Такое бывает не всегда, и это естественно. Пусть вам повезет.

"Можно бы сказать, что подобно тому, как идеоэлектрические тела не
бывают проводниками электричества, так и философы не бывают профессорами
философии"
Нам остается лишь позавидовать Артуру, в чью эпоху существовало столь много увлеченных философией людей, что их даже можно было разделить на два лагеря. Сегодня я могу сказать лишь, что из малочисленного числа хороших преподавателей философии можно вычленить долю адекватных философов. И уж совсем редки экземпляры плохих преподавателей, но хороших философов. Но все они варятся в одном котле вузовского преподавания. Что же до философии поверхностной, житейской, то здесь люди искусства могут дать фору очень многим великим докторам и кандидатам наук. Но копни глубже, и ты увидишь пустоту, - ценностный вакуум нашего времени. Таков их путь. Да и наш тоже.

"Так оно, собственно говоря, и свойственно человеческой природе, которая, как и
всякая животная природа, непосредственно заинтересована только в том, чтобы
есть, пить и размножаться, но сверх того, в качестве своего особого надела,
получила еще и страстное желание блистать и выдаваться."
Пройти мимо такого перла просто нельзя, засим домыслите некий комментарий сами. Пользуясь случаем хочу заявить, - прекратите задавать кучу дебильных вопросов преподавателям, это не энциклопедии знаний, а обычные люди. И даже самый великий философ может не знать ответа на простые философские вопросы. И это не зазорно. И нет, я не оправдываюсь. 

"Нельзя одновременно служить двум столь различным господам, как мир и истина, у которых нет ничего общего: такая попытка ведет к лицемерию, к угодничеству, к двоедушию"
Приговор ведь? Практически да, вне всякого сомнения да. Но только для перфекционистов. Всё это дурь и шалости, буквенный идеализм. На деле нет отбеленных людей, нельзя выходить сухим из воды вечно. Поэтому понадеемся, что денек можно служить миру, а денек истине. Так все будут довольны. Лишь бы на прогулку не умчала крыша.

"Зарабатывать деньги философией - это всегда у древних было признаком, отличавшим софиста от философа. Отношение софистов к философам было, таким образом, вполне аналогично отношению между девушками, которые отдавались по любви, - и проститутками"
Мощно сказано, да и только. Я считаю, что зарабатывать деньги философией можно и даже нужно. Издавать книги, консультировать людей, курировать проекты. Оторванность философов от окружающего мира - главная причина того, что сегодня философов нет. Важно участвовать в общественной жизни, как это делали греки, важно быть в курсе дел и помогать делам держать курс. Миру нужна философия, мир в ней нуждается, а философ нуждается в деньгах, чтобы жить. Мосты наведены. Главное, чтобы философия от этого идейно не вытанцовывала, словно пастух на ярмарке. Искренность с самим собой, твердость характера и отсутствие излишних принципов - вот что поможет вам в этом мире. Сидеть в заточении с гордой миной на куче высиженных пергаментов - идиотизм, идущий в разрез со здравым смыслом. В данном случае это лишь смена шила на мыло. 

"Вот почему, как в ученых журналах, так и в собственных произведениях, один профессор
философии никогда не преминет с важной миной и должностной серьезностью
подвергнуть тщательному рассмотрению дикие вымыслы другого, - так что дело имеет
такой вид, будто здесь действительно совершается прогресс человеческого знания"
Я надеюсь, что вы уже видите напыщенные лица этих ученых. Я, вспоминая некоторые конференции, точно вижу. Не стоит зацикливаться на таких мелочах, - время сотрет в прах всех  Лжедмитриев. Главное, продавайтесь подороже, держите цену и будем процветать вместе.

"Но чтобы обыкновенная голова имела необычные мысли, это так же невероятно, как то, чтобы на дубе росли абрикосы. Обычные же мысли всякий и сам имеет, и нет нужды их вычитывать у другого; а так как в философии все дело лишь в мыслях, а не в опытах и фактах, то обыкновенные головы ничего здесь и не могут дать. Некоторые, сознавая это
неприятное обстоятельство, набрали запас чужих, по большей части не вполне
понятых и всегда поверхностно понятых мыслей, которые к тому же, в их головах,
всегда подвергаются еще опасности испариться в простые фразы и слова. С этими
мыслями они и суются туда и сюда, всячески стараясь пригнать их одну к другой,
словно кости в домино: они сравнивают, что сказал этот, а что тот, и что еще
третий, затем четвертый, и стараются отсюда чего-нибудь добиться. Напрасно было
бы искать у таких господ какого-либо прочного, на интуитивной основе покоящегося
и потому во всех своих частях объединенного, коренного воззрения на вещи и мир;
поэтому у них и нет ни о чем вполне решительного мнения или определенного,
прочного суждения, - они как в тумане идут ощупью со своими заученными мыслями,
взглядами и оговорками."
Ну это и про нас тоже. А в целом почти про всех. Всем хочется блистать и выдаваться, почему бы и нет? Необходимо быть более снисходительным к человеку, - Артур уж больно суров и беспощаден. Не у всех сложилось, не все наделены. Но размышлять самим вообще то следовало бы. Хотя бы изредка. 

Итак, насладившись последними строками, в которых автор занимается убиением Гегеля, мы можем сделать полезный вывод о вреде лицемерия и пошлости в преподавании философии. Так оно и есть, здесь очень тяжело поспорить - истинные таланты гибнут, благодатная почва засоряется, а к началу 21 века философия вообще уходит на очень задний план, убаюканная 60-летним миром и торжеством гуманизма в лице Интернета. Успех, а что важней, фасад успешности сегодня занимает видно место на полочке ценностей, и он подразумевает цитирование Ницше и просмотр фильмов Кустурицы, но лишь для галочки, вне поиска смысла и развития. Юные неоперенные души взирают на этот балаган с мыслью "I'm  JOHN SNOW AND I KNOW NOTHING" (отсылка для зрителей "Игры престолов"). А ведь это действительно напоминает ночной дозор из звездного сериала - малая кучка былых героев, сброд отщепенцев и оторванных от жизни маргиналов, погруженных в себя и свою жизнь, новобранцы, не способные к битве и единицы мятущихся и талантливых молодых, ужасающихся перед возложенной на них задачей держать на плечах весь космос; а также  НОЧЬ, - беспросветная интеллектуальная ночь 21 века, несущая свой особый холод, свои особые ужасы. Да и помощи от внешнего мира просить нет смысла - все слишком заняты собой. Придется справляться самим, что поделать.


Часть 2. Что делать? 

Читать Чернышевского. Щютка! Составим список некоторых рекомендаций, который можно в дальнейшем расширять и дорабатывать в целую программу по обновлению преподавания философии.

Рекомендации к преподавателю:
1) Вдохнуть и выдохнуть. Расслабиться. Все смертны, жизнь - тщета и суета, любая человеческая деятельность - игра. Как бы дело не пошло, главное оставаться в гармонии с собой и вовремя завтракать. Получилось? Отлично.
2) Задуматься - нужно ли оно вообще: все эти неблагодарные и хамовитые студенты, низкие зарплаты, трата времени на подготовку материала, пустой взгляд с первых парт? Сплетни в общежитии по поводу лысины или жестикуляции? Нелегкое решение.
3) Поставить внятные цели, например: "за курс истории античной философии ознакомить с  философией А., П., Г., и пр. , особое внимание уделить Анаксимандру. Дать представление о духе времени той эпохи". Чем лучше и конкретней цель, тем легче найти пути для ее реализации. Задуматься - а разбираетесь ли вы вообще в этой теме? В любом случае, дерзайте браться за нее.
3.1) За прошедшие 3 месяца вы не на минуту не отходили от книг, и теперь даже Аристотель знает о себе меньше, чем вы о нем? Прекрасно, вы готовы преподавать, - от вас будет толк.
4) Составить предварительный план действий по реализации целей. Например "а) принудить прочесть от корки до корки труды Фалеса; б) принудить провести дебат-проект "как Платон и Аристотель спорили в пабе; и.т.д" Чем больше вариаций в вашем плане, тем лучше. 
5) Посовещаться с коллегами и пен-френдами. Подвергнуть планы коррекции. Внести методом брейн-шторма еще элементы.
6) Составить список литературы и поискать материалы по данному курсу. Если хоть что-то нашли, то курсу быть! Проведите коррекцию плана. 
7) Разработать систему проверки знаний. Для этого нужно четко выделить, какие знания вы считаете необходимыми. Как вы видите, вся работа крайне творческая и приносит одно удовольствие апологетам своего дела. 
8) Провести финальную коррекцию плана и разложить по расписанию весь материал. Оставить пробел на случай болезни или прочей неведомой фигни. В плане загружать студентов максимально, не щадить ни на секунду, не давать расслабляться.
9) Подготовить качественные материалы к проведению лекций и семинаров. Не щадить сил во имя великой цели. Годится все:  от книг и фильмов до аудио медитаций и походов в морг. Будьте креативными, но в меру. Стройте лекции по советам спичрайтеров. Работайте над собой и над своим влиянием на студентов. Вкалывайте как лошадь. Находите нестандартные решения.  ПОМНИТЕ О ЧУДЕСАХ индивидуального подхода. Каждый студент - ценность. Бейтесь за их души, как католические священники сражаются за души протестантво в Англии. Дерзайте! Ох, как много всего в 9 пункте.
10) Получайте удовольствие от всего этого. Если не выходит - начните с пункта 1)

Вот такие незатейливые рекомендации мы приготовили для вас. Но на этом не все - впереди еще обзор всей системы обучения и ее глобальной коррекции. Уже в ближайших постах мы все это изложим. Так что до новых встреч!



Комментариев нет:

Отправить комментарий